там за окном...
Друзья! После обновления движка сайта на новую версию мы столкнулись с техническими трудностями, в результате которых неделю сайт был в полуразбитом состоянии. Мы решили использовать этот момент для смены оформления сайта, частично вернувшись к дизайну 2008-2009 годов. На данный момент не всё доработано, еще многое нужно будет восстановить, но всё же это лучше, чем ничего. Постепенно все приведем в нормальный вид и будем почаще обновляться. (01.05.2014) Если что, наша почта: spleanbest@mail.ru
» » » Интервью "Газете", 2009 год

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

Интервью "Газете", 2009 год

Петербургская группа " Сплин " — одна из наиболее активно живущих на отечественной рок сцене. Диск " Раздвоение личности " вышел всего-то в 2007 году, а весь нынешний год группа провела в гастролях по России и ближнему зарубежью и при этом много работала над новым альбомом " Сигнал из космоса " , материал с которого " Сплин " представит на концерте в спорткомплексе " Олимпийский " в субботу, 3 октября. О времени и музыке, революциях и психотерапии, аккомпанементе и импровизации, а также о многом другом с лидером главных романтиков русского рока Александром Васильевым побеседовал корреспондент " Газеты " Андрей Васянин

" Начинали — был страх, теперь — есть уверенность " Александр, новый диск у группы — 17-й по счету. Как-то незаметно для многих " Сплин " прожил полтора десятка лет. Они в вас что-нибудь поменяли?

Безусловно. Мы повзрослели и как люди, и как музыканты — столько с нами всего произошло. Начинали — был страх, теперь — есть уверенность. А когда человек в себе уверен, он способен делать гораздо более интересные вещи. Жизнь идет.

Вячеслав Бутусов характеризует время, когда вы начинали, как годы хаоса, суеты, бардака, тогда как многие считают их золотыми годами русского рока.

А просто в том бардаке и хаосе рождалось золото. Жизнь, быт тогда не были устроены, люди метались, сталкивались друг с другом, и так высекались искры настоящего искусства. Когда общество взбудоражено, это будоражит и творческих людей.

Вы вспомните всплеск поэзии, искусства в пред и постреволюционные годы.

Вас революционные годы рубежа 80— 90-х тоже отчасти коснулись.


Да, конечно, но меня лично социальный рок, звучавший тогда на каждом углу, никогда особенно не привлекал, мне всегда больше нравились романтики. И они победили. Та революция давным-давно кончилась, а у меня и сегодня тем для творчества полным-полно, потому что у меня внутри — моя собственная революция.

Это чувствуется. Но я в ваших песнях всегда слышу тревогу, а то и безысходность, вечное " выхода нет " .

Господи, да ведь там явно человек поет своей любимой, что у нас нет другого выхода, кроме как улететь отсюда на фиг! Мы вдвоем, и нам ничего не страшно — вот о чем эта песня. Ничего, кроме этого порыва, там нет. Сделан просто акцент на это тупое, злое " выхода нет " , но не надо в эти слова упираться лбом. " Скоро рассвет, скоро рассвет " — подъем, полная перемена, полет, начало нового, неизведанного.

Романтика… Тем не менее тревога идет и дальше: у героев ваших песен нередко все сломано, разрушено, пробки вышибло, мобильник не отвечает.

Ну ведь все это ощущения современного человека. Откуда возьмется спокойствие, когда вам изо дня в день показывают, как террористы держат в заложниках детей? Естественно, в мозгу все время стучит " выпусти меня отсюда, выпусти меня " ( строка из песни " Let me out " с последнего альбома " Сплина " . — " Газета " ) . Я лично всеми этими " Норд-Остами " и Бесланами изнурен, и хорошо, что у меня есть возможность про ораться в песнях, на концертах. Рок концерт, наверное, единственное место, где можно про ораться, не скрывая эмоций, и на сцене, и в зале. Так что, считайте, я просто внедряю новые методы групповой психотерапии.

А на какую аудиторию вы при этом ориентируетесь?

Я ориентируюсь на образованного, любопытствующего человека, который в принципе большая редкость сейчас. А по возрасту — на людей от 25 до 40 лет.

Возраст клерков преуспевающих компаний. " Сплин " , наверное, часто приглашают играть на корпоративах?

Мы едем, куда нас зовут, вот и все. И в 95 случаях из 100 на эти концерты приходят такие же люди, как и на обычные наши выступления. Вот, например, какой-нибудь телефонной сети исполнилось три года, и они зовут нас на концерт для 3 тыс. своих сотрудников. Смотришь в зал, а там вся наша публика. И такой рок концерт получается — в разы ударнее, чем в " Горбушке " ! Они ведь там все заодно, у них общая идея, это их праздник. Конечно, бывает, мы попадаем в ситуации, из которых еле-еле удается выбраться, такое случается в периоды политических баталий. Ну так что ж? Можно целый день гулять по парку, вдруг наступить в грязь, но в ближайшей луже отмыть ботинок и пойти спокойно дальше.

А у вас твердой политической позиции нет?

Я понимаю, сегодня принято считать, что если ты гражданин, то ты должен выбрать какую-то политическую позицию. А она у меня такая: да передеритесь вы из-за своей власти, а мне этого 100 лет не надо. Я занимаюсь музыкой — вот моя позиция. Я хочу искусства и больше ничего.

Вас послушать, так вы представляетесь по натуре этаким наблюдателем, занимающимся своим делом в стороне от событий.

Нет, я в принципе человек деятельный, но предпочитаю находиться в стороне, на берегу реки, делать свой кораблик и воду не мутить. Но когда кораблик готов, я его аккуратненько ставлю на воду и ухожу спать. А утром просыпаюсь — суденышко уже на середине реки, и все на него смотрят. У меня даосская позиция осознанного невмешательства. Бывало, я пытался вмешиваться в процесс, что-то улучшать и всегда все портил.

Например?

Да вся моя жизнь этому пример. Лучше ничего не делать, чем делать что-то. Был случай, когда мы жили в санатории и в номере у ребят стояла такая аудиомыльница — кассетник и радио в одном флаконе. И кассетник вдруг сломался. Яник ( Ян Николенко, экс флейтист группы. — " Газета " ) и говорит: " Помочь? Я сейчас починю " . Полез с отверткой, сломал все окончательно, и они остались без музыки вообще.

С тех пор эта фраза — " Что, может, тебе помочь починить? " — у нас в группе самая ходовая.

Вы говорите во множественном числе, а ведь между тем многие считают, что " Сплин " — это никакая не группа, а просто Васильев и аккомпанирующие ему музыканты.

Какая чушь! Смотрите, вот обычная ситуация: я написал песню, прихожу на репетицию, играю ее. Лешка берет палочки, начинает что-то выводить, Димон ему на басухе подыграл, все почувствовали ритм, Вадька стоит, струны перебирает — опа, нашел, нашел, заиграл! Ко второму куплету чуваки уже все поняли, вошли, играем. Все — само! Я не вмешиваюсь, никому ничего не объясняю — ни структуру, ни аккорды. Да и что я могу им объяснить? Ничего!

Так что же, " Сплин " может на концерты без лишних репетиций выходить? С ходу играть новые вещи?

Это моя мечта. Я и не хочу поэтому просто никакого сопровождающего подыгрывающего состава и всегда ищу и нахожу людей, близких по духу, и у меня все музыканты довольны, здоровы, богаты, ездят на хороших машинах и играют музыку, которую хотят, все духовно и материально независимы, внутренне спокойны, расслаблены...

Все по Саше Черному: " Как молью изъеден я сплином, посыпьте меня нафталином " .

Знаете, фигня это все, нет никакого нафталина. И ничего депрессивного в слове " сплин " нет. Оно означает грустное, задумчивое состояние — такой питерский синдром, очень подходящий для сочинения песен.

Судя по вещам с нового альбома, появившимся в сети, этот синдром заметно усложняет вашу музыку.


Я всегда считал, что рок-музыка становится сугубо интересной в тот момент, когда начинает стремиться к симфонизму, выходить из привычных рамок. Меня такой подход всегда увлекал, я это слышал у Doors, у Radiohead, которая считается одной из лучших групп на планете именно потому, что играет не песни, а симфонии, только не оркестром, а рок группой.

Я к этому стремился с первых альбомов, и мне не кажется, что "Сигнал из космоса" чем-то их сложнее. Но иногда и от этих симфоний устаешь, пишешь простую трехаккордную песню и отдыхаешь на этом. И именно она становится в народе популярной.

Статья опубликована в издании "Газета", №184 от 1 октября 2009

 

698
    

Комментарии -
0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.