там за окном...
Друзья! После обновления движка сайта на новую версию мы столкнулись с техническими трудностями, в результате которых неделю сайт был в полуразбитом состоянии. Мы решили использовать этот момент для смены оформления сайта, частично вернувшись к дизайну 2008-2009 годов. На данный момент не всё доработано, еще многое нужно будет восстановить, но всё же это лучше, чем ничего. Постепенно все приведем в нормальный вид и будем почаще обновляться. (01.05.2014) Если что, наша почта: spleanbest@mail.ru
» » » Обзор альбома Сплин – Обман зрения by Trill

Обзор альбома Сплин – Обман зрения by Trill

Сплин

Обман зрения

Дата релиза: 08.10.2012

Жанр: Альтернативный рок, инди-рок

Происхождение: Санкт-Петербург, Россия

Лейбл: Navigator Records

Оценка Trill: 7/10

Не секрет, что большинство именитых российских рок-групп максимально эксплуатируют свой наработанный творческий багаж. На этом фоне группа Сплин выглядит приятным исключением – это один из немногих коллективов, который не почивает на лаврах, а регулярно выпускает новые, и с каждым разом все более интересные работы, раскрывающие новые грани творчества. Можно сказать, что Александр Васильев, лидер Сплина, так же далеко ушел от «Орбита без сахара» как Том Йорк от «Creep». Эта аналогия не случайна, потому что музыка Сплина также стала с годами намного изобретательнее и более новаторской, а настроение песен поменялось от радийно-доступного до экзистенциально-мудреного.

Психоделические нотки всегда присутствовали в музыке Александра Васильева, но уже начиная с альбома «Реверсивная хроника событий» 2004 года он окончательно решил отойти от амплуа героя прямолинейных гитарных боевиков и перестал заигрывать с широкой публикой. Альбомы «Раздвоение личности» 2007 года и «Сигнал из космоса» 2009-го продемонстрировали абсолютно новую группу Сплин, играющую практически авангардный инди-рок без оглядки на радио-ротации и тинейджерскую любовь. Стоит отметить, что новые песни Сплина интересно слушать именно в концепции альбома: их новые пластинки – это самостоятельные, законченные и монолитные работы, что редкость в век потрековых скачиваний и телефонных рингтонов.

Сплин. Фото: Марина Федосеева (marinafedoseeva.com)

Надо ли говорить, что преданные и понимающие поклонники ждали новый альбом Сплина с большим интересом, и музыканты ожидания фанатов оправдали. Альбом «Обман зрения», как и полагается любой монументальной работе, начинается с «Увертюры» — небольшой зарисовки, настраивающей слушателя на задумчивость и обнадеживающей словами «Дальше будут только чудеса». Вторая песня «Летела жизнь» – это эталонный и бронебойный хит Сплина — здесь присутствуют характерный вокал Васильева и его узнаваемый мелодизм. За два десятилетия Александр окончательно сформировал свой композиторский почерк, который узнается с первых аккордов – что, кстати, является показателем высокого профессионализма. Тексты Васильева наполнены все тем же, простите за каламбур, сплином: «Летело все, набирая скорость, теряя счет, вырывая с корнем».

«Издалека долго ехала черная Волга» — так начинается следующая песня, полная той же неизбывной тоски, но оформленная четкими гитарными аккордами и ритм-секцией. «Лестница» также начинается с упругих ударных, размера 6/4, а также стаккатной клавишной партии, припев уже поется в стандартных 4/4 — «Мы не заметили, как выросли дети и ушли на рассвете». Примечательно, что на этом альбоме музыка Сплина менее экспериментальная, песни звучат достаточно канонично, без какафонических аккордов и безумных концепций, яркий пример — «Страшная тайна», которая могла бы вписаться и в альбом «Новые люди», если бы не заметная «радиохэдовщина» в коде («С нами умрет эта страшная тайна»). Песня посвящена Сильвии Плат, одной из основательниц жанра «исповедальной поэзии» в англоязычной литературе, ну а самого Васильева можно назвать одним из столпов «исповедальной поэзии» нового тысячелетия в русском роке.

«Петербургская свадьба» – сплиновская версия песни Александра Башлачева. Язык не поворачивается назвать это кавером или перепевкой, потому что в исполнении Васильева этот текст (первична здесь поэзия, а не мелодия) обретает новый драматизм: «Ты сводишь мост зубов под рыхлой штукатуркой, но купол лба трещит от гробовой тоски. Гроза, салют и мы! — и мы летим над Петербургом, в решетку страшных снов вплетая шпиль строки».

Сплин. Фото: Марина Федосеева (marinafedoseeva.com)

А далее на контрасте идет очевидный радиохит «Дочь самурая» — гармонии доступны и просты, а текст написан в память о Садако Сасаки, японской девочке, пережившей взрыв атомной бомбы в Хиросиме и умершей через 10 лет от последствий облучения: «Возьми себя в руки, дочь самурая, возьми себя в руки, от края до края становятся тихими звуки». После идет экспериментальная «Фибонначи», отмеченная нестандартными гармониями и ритмическим рисунком. Следующая «В мире иллюзий» опять же более традиционная и попсовая — эту песню наконец-то можно назвать треком в стиле бритпоп, благодаря красивой мелодии и великолепной струнной секции в духе The Verve.

Песня «Праздник» уже выходила на альбоме «Раздвоение личности», и здесь она представлена как «Праздник (Другая точка зрения)» — в более мягкой и гармоничной аранжировке, и действительно воспринимается по-другому. Но уже песня «Ковш» звучит более драматично и с гитарным драйвом: «Волна бежит на этот берег. Волна бежит и что-то бредит. И звезды падают за ворот. И ковш на небе перевернут». «Солнце взойдет» звучит более лирично и оптимистично: «Солнце взойдет. Солнце застанет нас, когда нам будет все равно, что близится гроза». «Чудак» – проникновенный рассказ о том, кто «шел к людям, он нес им надежду, любовь, красоту, а люди взяли его и гвоздями прибили к кресту» — душевная акустическая баллада, которую венчает печальная мысль «Очень больно смотреть, если кто-то страдает за нас».

Надо сказать, что к своей второй половине альбом «Обман зрения» становится умиротвореннее. Кода альбома – «Волшебное слово», такой же пасторальный по настроению итог «Я повторяю снова и снова, жизнь — это самое волшебное слово», поддерживаемый неожиданной и приятной брасс-секцией.

Как всегда, у Александра Васильева и его одногруппников по Сплину получился отличный альбом – здесь есть и превосходная лирика, и приятные мелодии, и интересные аранжировки, и что не менее важно — записано все это на высоком техническом уровне. По сравнению с прошлыми работами, «Обман зрения» получился несколько более традиционным и спокойным, однако поднимает творчество группы Сплин на новую планку, что только прибавляет нам, следящим за развитием группы, интереса и энтузиазма.

Послушать альбом Сплин «Обман зрения» можно на Яндекс.Музыке.

Презентация нового альбома в Москве состоится 9 ноября 2012 года в «Stadium Live».

0
    

Комментарии -
0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.