там за окном...
Друзья! После обновления движка сайта на новую версию мы столкнулись с техническими трудностями, в результате которых неделю сайт был в полуразбитом состоянии. Мы решили использовать этот момент для смены оформления сайта, частично вернувшись к дизайну 2008-2009 годов. На данный момент не всё доработано, еще многое нужно будет восстановить, но всё же это лучше, чем ничего. Постепенно все приведем в нормальный вид и будем почаще обновляться. (01.05.2014) Если что, наша почта: spleanbest@mail.ru
» » » Рецензии на альбомы группы "Сплин" (1994-2004)

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

System error

File /var/www/user5382593/data/www/spleanbest.ru/engine/data/xfields.txt not found

Рецензии на альбомы группы "Сплин" (1994-2004)

Пыльная быль


"Сказочный Сплин"


Альбом: Пыльная быль (1994)

Итак, самый первый альбом ещё не до конца сформировавшейся группы СпЛин, состоящий из песен (больше похожих на стихи или баллады), написанных Васильевым за последние 5 лет. В записи принимали участие основные два гитариста и клавишник + ещё приглашённые два гитариста и клавишник; он записывался ночами в театре Буфф, так что может сложится впечатление, будто в начинке самые "бедненькие" и простенькие песни, но несмотря на это, всё получилось, что называется, назло рекордам, т.е. Васильев и Со смогли при минимуме инструментов, времени и опыта записать альбом поистине гениальный, оригинальный и цельный.

Открывает пластинку необыкновенно длинная рок-фолк-рэповая "Жертва талого льда". Причём песня про самого солиста, и, чёрт, это правда! Всё время возникает образ поющего Васильева-дирижёра и слушающего его зала. С повторяющимся мотивом, с тремя аккордами песня кажется разнообразной, одновременно и весёлой, и грусной, под неё хочется и "зажигать", и просто сидеть и заворожённо внимать "дирижёру".

Продолжают "Холодные зимы", как размышление о своей нелёгкой жизни и воспоминание о прошедшей зиме записи альбома.

Далее монотонное, давящее "Мне сказали слово", состоящее по сути дела из обрывочных фраз, практически никак не связанных между собой, но либо достаточно знаменитых (страх в глазах, подземный ход, пулемёт и т.д.), и каких-то тяжёлых воспоминаний.

И, наконец, моя любимая песня на альбоме, "Под сурдинку"(сурдину не путать с сардиной) на стихи А.Чёрного. Первая, исполненная на чужие стихи, песня; продолжит сей эксперимент Васильев только на Черновиках. Песня уникальна ещё тем, что в ней Васильев использует необычную манеру исполнения, с маркёррррром, прекраснейшей лэди, неповторимым Васильевским затягиванием звуков и т.п. Всё это он будет использовать во всех последущих альбомах.

Продолжают мрачные "Гроза" и "Война", складывающиеся в одну, и оба не имеющие ни сюжета, ни смысла, но наводящие некий страх и волнение, особенно "Война", которая представляется некой "тёмной" балладой-заклинанием.

И, прямо в середине альбома, заглавная песня - "Пыльная быль", также не несущая никакого тайного смысла, а являющаяся, как признаётся сам АВ, просто собственным комиксом-сказкой группы. "Быль", как и весь альбом, очень оригинальная и необычная, но в то же время довольная мрачная и нудная. Кстати, луна из этой песни залезет на обложку жёлтым кругом, сменит её потом "медведь, сосущий пальчики лап" из "Под сурдинку".

Далее "Серебряные реки", из которых открывается всё жизнепонимание Васильева. Интересно, ведь, несмотря на то, что впоследствии Васильев "поменят взгляд на жизнь" и признает песни первых трёх альбомов "юношескими и несерьёзными", он никак не сможет назвать эту красивую песню несерьёзной и расходящейся с его нынешними взглядами.

За "Реками" следует такое же короткое "Твое Разбитое Пенсне", которое есть некое немного шуточное признание-восхищение какой-то девушке (как признается потом АВ, его жене).

И, непонятное для меня сочетание - "Сказочный леший" с разговором о "весёлом нраве людей и прекрасных разливах рек весной" и пессимистичные "Звери", смысл которых прямо противоположен смыслу предыдущей. Однако, видимо, для сглаживания контрастности между ними вставляется продолжение темы "подсурдины" - "Санкт-Петербургское небо". И "Сурдинка" и "Небо" на самом деле посвящение родному городу Васильева, дух которого, скорее всего, явился "музой" к написанию этих "питерских" песен. Между прочим, именно с "Санкт-Петербургского неба" у АВ началась тема... неба? Нет - тема трамвая! Трамвай будет ещё часто колесить по его песням.

И заключительный бонусный трек - молодёжная, хулиганская "Рыба без трусов", на первый взгляд выбивающаяся из общего настроения альбома, появившаяся на переиздании, но исполненная как будто хуже, чем на "Коллекционере Оружия". Но послушав внимательно, становится понятно, что исполнена она специально в другом стиле - здесь голос АВ наполнен какой-то сатирой, насмеханием, (точно так же, как и стали злыми мульты про Масяню после того, как её запретили). В этой версии намеренно убрана [beep], и с злой усмешкой имполнено "Дурдома нет без дураков", что приблизило её к настроению альбома (не исполнять же эту "весёлость" депрессивным голосом под неспешную музыку?)

Что ж, вот он, самый первый, самый оригинальный, самый настоящий спЛин, пусть немного непрофессиональный, трудный для восприятия, с ещё не закрепившимся голосом солиста, но всё же альбом, действительно оправдывающий название группы, как в плане общего настроения и исполнения, так и в плане того, что многие не знали, что такое сплин, и к чему его отнести.

Коллекционер оружия

"Любовь идёт по песням"


Альбом: Коллекционер оружия (1996)

Вторая пластинка спЛина выходит через два года после выхода первой. И Васильев по праву назвал её "Коллекционером оружия": оружие есть практически в каждой песне. Но не смотря на это, альбом получился не таким мрачным и "пыльным", как предыдущий. Количество песен уменьшилось - новых всего восемь (на четыре меньше, чем в "Пыльной были"), однако они заметно "повзрослели" по сравнению с первыми опытами записи - аранжировки стали богаче, тексты осмысленнее, а голос Васильева практически закрепился на "своём" стиле.

Первая на альбоме "Будь моей тенью". Необычайно красивая, инетерсная песня с великолепным текстом. Это, в отличие от юношеского признания из первого альбома, уже смахивает на предложение. Далее "Любовь идёт по проводам" - это уже просто рэп, с неповторимой Васильевской игрой слов и длинными о-ееееееееее! Причём, смысл сводится опять к предложению девушке. Только немного не к тому, что в первой песне... В продолжении "Чёрный цвет солнца", невероятно длинная и томная песня, в которую не сразу въезжаешь, "ты можешь назвать эту песню набором бессмысленных фраз", однако под монотонным мотивом прослеживается то самый пессимистический взгляд на жизнь, т.е. попросту говоря - сплин. Но, странно, песня получилась немного "резиновой", скучной то бишь. Возможно, надо было исполнить её немного в другом стиле - не в затянутом рэпе, а "пыльной были".

Вдруг, только мы прослезились, у нас закипает "Самовар" - офигенно солнечная, весёлая и... бессмысленная песня. Однако она прямо-таки притягивает своим заводным настроением. В демо альбома эта песня называлась "Странная песня". Также в демо была ещё одна песня, которую не включили в альбом - "Куда летит мой самолёт", или, как я её называю, "Странная песня - 2". На самом деле, это практически одинаковые песни - оба заводные боевички с намёком на чувство если не Любви, то, по крайней мере привязанности к женщине. Однако, "Самолёт" кажется намного серьёзнее, и, на месте Васильева, я бы оставил его.

Что ж, продолжим. Далее по трек-листу уже конечного варианта альбома идёт двойной привет из "Пыльной были" - "Жертва талого льда" и "Сказка", она же "Пыльная быль". В обоих случаях, однако, получились не мощнейшие композиции, а какое-то ленивое пение и перебирание струн гитары. Каждая песня изменилась, по мне, в худшую сторону, потеряв свою таинственность и "пыльность". "Сказку" так вообще выполнили в стиле "сонный heavy metal" - явно прикол нового гиариста Стаса Березовского. Между этими двумя "каверами" на собственные песни стоит "Что ты будешь делать?" - первый радиохит с пластинки. Песня выполнена, как и "Жертва" в новом "сонном" стиле, однако именно это придаёт её некую ироничность, без которой она была бы слишком скучна.

Далее идёт "Рыба без трусов", песня, благодаря которой группу заметили и пустили в радиоэфир и на более-менее приличные концерты. Песня получилась, несмотря на свою неспешность, весёлой и хулиганской, однако если вдуматься в бессысленно-стёбный на первый раз текст, понимаешь, что песня на банальную пошлую тему ловеласа.

Предпоследняя, как некое оправдание, стоит "Нечего делать внутри" - романтическая песня на задорный мотив, является, однако самой серьёзной на альбоме. Непонятно, но каждый раз она напоминает мне альбом "Пыльную Быль", настоящий сплин. Ну, и в конце - наверно, одна из самых красивых песен, что я знаю - "Иди через лес". Песня, намного обгоняющая "Альтависту" с её нежно-обкуренным мотивчиком. "Иди" просто захватывает тебя, кажется, что если ты услышишь её на улице, ты остановишься и послушаешь, забыв про дела. И эта песня закрывает альбом своим "Я буду искать тебя всюду, до самой, до смерти..."Альбом: Фонарь под глазом (1997)

"Коллекционер" наводит на меня смутные ощущения, в отличие от многих поклонников спЛина, я не вижу в ней лучшего альбома группы. Здесь потерялась часть сплина, но и появилось что-то новое, что и привлекло большое количество поклонников. Вот такой вот он, спЛин - всё время меняющийся, придумывающий что-то новое, но всегда остающийся спЛином...

Фонарь под глазом

"Хандра развеивается"


Альбом: Фонарь под глазом (1997)


Записав два альбома, группа спЛин продолжает запись альбомов буквально на одном дыхании, и уже в следущем году выходит альбом с прикольным названием "Фонарь под глазом". После "Коллекционера оружия" группу узнали, начали раскручивать как на радио, так и на телевидении, и все стали ожидать выхода следущего "Коллекционера". Но Васильев, не желая оставаться "юным романтиком", записывает альбом, в котором высвобождает всё, что копилось в нём последние 3 года, т.е. в песнях начала прямо отражаться жизнь Васильева, всё меньше песен, навеянных сказкой или какой-то историей. Однако, сразу заметно, что музыканты становится (повторяю, только становятся) настоящими профи - и общее оформление альбома, и более "живое" звучание благодаря ударнику - всё это вывело спЛин на ещё более высокий уровень, и ещё "глубже" затолкнуло группу в шоу-бизнес. Несмотря на это, спЛин остаётся сплином даже в такой преобразованной форме.

Трек-лист обрамляют две коротеньких песни, в начале это - "Молитва". Что ж, молитва и в Африке молитва - каждая строка восьмистрочной "молитвы" начинается со слов "Помилуй, Господи,...". Текст не имеет особого значения, важно исполнение - Васильев бормочет этот стишок как настоящую молитву, но одновременно с такой интонацией, как будто не верит в правдивость своего "раскаяния" (либо его кто-то смешил во время записи). Второй стоит "Я не хочу домой", как продолжение темы "безбожия". Песня очень жёстко исполнена, кстати, первый по-настоящему metal'ьный боевик группы. Песня появилась от нежелания Васильева ехать домой - как он сам объясняет, в то время он много мотался, и от этого часто забывалось понятие родной дом. Сразу после жёсткой "Я не хочу домой" идёт совершенно спокойная, красивая, но уж очень грустная песня "Бонни и Клайд", написанная под впечатлением от одноимённого фильма. Это уже, кстати, полюбившийся приём АВ - ставить рядом две противоположные по смыслу и исполнению песни.

"Бонни и Клайд" плавно перетекает речетативом в следущую композицию "Три цвета", или "Самый первый снег", от которого мурашки идут. Удивительно - песня достаточно быстрая, заводная, но исполнена, как будто человеком, абсолютно от всего уставшим. Кстати, "Три цвета" стали заглавной песней с альбома ("фонарь под глазом" - это, как всегда у Васильева, не в прямом смысле синяк; тема фонаря появилась ещё в "Нечего делать внутри" и "Я не хочу домой").

Далее, как напоминание о "Коллекционере", - "Невский проспект", песня довольно мрачная и медленная, и за строками "Мы будем петь и смеяться, как дети..." идёт "...мы похоронены на Невском проспекте". Песня мне кажется двусмысленной - с одной стороны любимый родной город, но с другой стороны мы замурованы и живётся в нём, как в гробу (возможно из-за этого Васильев сейчас потихоньку перебирается в Москву, где однако не лучше).

И сразу за этим блоком "мрачных песен" идёт "порция заводных боевичков", и первый из них - "Спи в заброшенном доме". Неторопливая задорная песенка, продолжающая тему трамвая (не про заброшенный дом, кто не понял). Похоже, у Васильева что-то связано с трамваем, очень дорогой для него образ, как и ряд других. И далее практически продолжение - "Прирождённый убийца", также адресованная жене АВ. Прикольная песня, написанная под влиянием Тарантино, но схожая по смыслу с "Рыбой без трусов". А "Убийца" перетекает в "Частушки", одну из самых весёлых и заводных песен группы, рассказывающая достаточно подробно об интересной жизни Васильева во время записи альбома. И далее - "Моя любовь", тоже достаточно заводная, мощная, но, как и сама Любовь, достаточно прозрачная и непонятная. Песня, однако, попала в радиоэфир. А после "Любви" идёт ещё один заводной боевик - "Англо-русский словарь", известный в народе как "Давай, Лама, давай!". Лама здесь не животное, а тибетский жрец-монах. В песню, несмотря на её бесшабашную энергетику и прикольность, вписывается сплин - момент грустного проигрыша и напоминания про войну (Кто ненавидит войну - тот в плену), однако потом на концертах, АВ будет переделывать и её (Кто ненавидит войну - тот в Чечню!))).

И предпоследняя на альбоме - очень длинная и пространная баллада "Скоро будет солнечно", которая попадёт впоследствии на Васильевские "Черновики". Альбом, как и предыдущие записывался зимой, так что АВ навярняка хотелось тепла. Песня, однако, как всегда не только про погоду. И в заключении - "За стеной", коротенькй трек, состоящий из двух всё время повторяющихся строк, можно сказать, прародитель "Человека и дерево", только ещё без огранки. Песня в своё время меня очень зацепила - в принципе в ней, как в "Человеке" глубокий смысл, но, в отличие от него, Васильев постеснялся, что ли, здесь сделать песню дольше, что пошло ей в упадок - многие её просто не замечают, а зря!

Альбом "Фонарь под глазом" получился более откровенным, чем, возможно, многие ожидали. Но в то же время он стал более "народным" - людям стало легче слушать группу, т.е. альбомы всё дальше и дальше отходят от первоначальной задумки спЛина. Однако поклонники с радостью приняли это, так что новый спЛин и стал у поклонником истинным.

Гранатовый альбом

"Радийный альбом"


Альбом: Гранатовый альбом (1998)

Имея у себя в запасе два офигенных альбома, группа, раздираемая изнутри бесконечной энергией продолжает ежегодный выпуск альбомов. В 1998 выходит новый - "Гранатовый". После этого критики начали смотреть на группу не как на новичков, вылезших с двумя альбомами, а как на истинных, признанных профи. Действительно, после четырёх лет совместного выступления, участники притёрлись друг к другу, им даже не пришлось никого приглашать со стороны (что было на предыдущей пластинке), что, несомненно положительно отразилось на музыкальном сопровождении, ранее не до конца осмысленным. Что касается самих песен... Я уже всё вынес в название - в новом альбоме стала "максимальна концетрация хитов", если можно так выразиться. Тексты остались такими же, спЛиновскими, но в многих песнях какая-то изюминка потерялась... Начал испарятся сплин... Нет, альбом не такой прикольный, как "Фонарь", но создаётся ощущение, что песни делались для радио, а не для истинного кайфа, как раньше.

Открывает альбом истинно молодёжная "Весь этот бред" - песня о том, как всё нафиг задолбало, вот эти выгибоны девчонки и т.п. Продолжает убойная, тяжеленная "Достань гранату" (на которую, кстати, есть черновик - "Нажми на кнопку"), не имеющая никакого смысла, но реально цепляющая. Интересно в ней также то, что непонятно - весёлая она или грусная? А далее - всемирно известный орбит без сахара!!! Песня. Хит, буквально взорвавший радиоприёмники страны, раскрученный, будто попса, с классным текстом, и с классной музыкой. Я бы назвал её "Люся", т.к. кажется, что Васильев просто продолжил тему своей Люси, сидящей дома. После "Орбита", взорвавшего наши головы - совсем неприметный после такого боевика трек - "Приходи" очень тихая, спокойная песня, её можно слушать очень долго, поставив на повтор. В первый раз я её услышал вечером в автомобиле, когда было уже темно, и я стоял около дома, фонари над подъездами которого давали бросали жёлтый свет в машину. Тогда меня реально вставило. ))) Продожает очень контрастный "Свет горел всю ночь" с спокойными куплетами, но с рулёжным припевом. Песня наводит некую таинственность, сказочность и чуть-чуть страху, но после "Свет горел всю ночь!!!!!!" как-то успокаиваешься.

А далее - обещанное продолжение "Орбита" - "Люся сидит дома", здесь однако, сводящееся к жене Васильева, - они, мол группой путешествуют, а она сидит дома, деньги загребает. Песня, несмотря на свою весёлость, бьёт какой-то психоделикой... Но приколовшись "Люсей", мы слышим опять тихую песню. "Бог устал нас любить", пессимистичная, невероятно грустная, и в то же время действительно жизненная песня. Тема продолжается с прошлого альбома, и, похоже, это действительно мнение автора, а не просто понравившаяся ему фраза. Однако, альбом пестрит своим трек-листом, и после спокойной "антимолитвы" катится колесо, близкое по натроению и замыслу к первым двум песням альбома. Но здесь Васильев напрямую высмеивает окружающую его действительность, и фраза "Катись, колесо!..." звучит двусмысленно.

А следущий трек заслуживает отделного внимания. Дело в том, что "Выхода нет", как я считаю, является реальной альтернативой между старым, исконным сплином и тем, во что он начал тогда превращаться. Сильный, неповторимый текст, классная, такая же особенная музыка, всё это вкупе создаёт разные впечатления и ощущения, каким-то невероятным образом сливающиеся в одно. Песню в итоге можно отнести, как к старому спЛину, так и на радио ))).

Продожают "Коктейли третьей мировой", больше всего похожие на ускоренные в два раза "Частушки", но имеющие уже заезженный Васильевым смысл. А после - две песни, больше всего выбивающиеся из альбома. Причём первая из них - "Джим" - по непонятным для меня причинам я отнёс бы к "Коллекционеру" или "Фонарю", и не из-за строки "Пока фонарь горит в моём окне...". В песне нет ни одной бессмысленной строчки, каждая несёт в себе какой-то смысл, а вся песня склеена из каких-то странных образов - здесь и просто обращение к барбосу ("Дай, Джим, на счастье лапу мне!"), и намёк Есенину (его строка), и обращение к Джиму Моррисону ("...А ты опять спешишь на Пер-Лашез"..).

Далее идёт главный прародитель "Альтависты" - "Мария и Хуана". Совершенно ломовая, психоделичная песня, игрющаяся под два аккорда, но слушать её можно вечно, особенно если учесть, что текст есть толко первые 3 минуты, остальные 5 - музыка, вводящая в транс. После прослушивания и не надо никаких наркотиков - ты и так обкурился и под кайфом. И так бы мы оставались в трансе, если бы нас не будила непонятно зачем добавленная на переиздании приколнейшая "Подводная лодка" со всем знакомой строкой. Песня очень задорная и весёлая, должна быть исполнена, кажется, в простом стиле, но в ней слышится достаточно много инструметов, правда, в первую очередь до тебя доходит лишь весёлая энергетика. Без этой песни альбом бы плавно перетекал в следущий - "Альтависту", но Васильев зачем-то сломал этот переход.

В итоге получился невероятно успешный альбом - практичемки каждая песня с него стала радио-хитом, которые крутят до сих пор. Рассматривать это можно с двух сторон - либо спЛин вышел на новый, более высокий уровень, либо он увлёкся своим новым изминяющимся амплуа. Лично я склонен к последнему.

Альтависта

Возвращение Слина


Альбом: Альтависта (1999)

1999 год. Пятый альбом прославившейся на всю страну группы спЛин. Альтависта. Альбом, который я бы назвал честно: "Fuck you". Вся страна ждала второго Гранатового или Фонаря, такой же хитовой и понятной каждому человеку пластинки с хитами типа Орбита или Давай, Лама! Но Васильев не так прост как все думали - он, как настоящий музыкант и автор песен, растёт, его стиль постепенно меняется, его духовный мир расширяется, вот он и решил всем вокруг сказать: "Что ждёте нового супер-пупер-мега-гипер? А вот fuck вам всем!" И выпустил самый взрослый альбом даже с названием, говорящим о содержимом, Альтависта. Главное его свойство - психодел (слово, которое так потом полюбят фанаты). Пластинка похожа на зебру - один медленный, тянущийся трек, один убойный боевик.

Возглавляет всё это дело песня "Альтависта" - самая длинная, серьёзная и душевная на всём альбоме. Здесь, однако, нет особого смысла - даже слово альтависта каждый сам понимает как хочет. Но, песня, что называется, бесконечна - её можно слушать без конца, просто поставить на повтор и всё! Вечный кайф!

Но наше кайфование резко обрывается тяжёлой, напряжённой песней "Молоко и мёд" (почему-то сразу вспоминается "...хочешь принесу тебе виски с молоком?..."), которую я бы отнёс к пыЛьной быЛи - неторопливая мрачноватая песня, в смысл которой не сразу врубаешься. А дальше (о, да!) исконно русская "Пил и курил", которую можно и даже нужно просто лёжа слушать и кайфовать. Песня чем-то схожа с "Альтавистой", её также можно ещё больше растянуть (что АВ и делал на концертах), также написана в хорошем настроении и также "легка и светла".

Затем идёт главный боевик пластинки "Терпсихора" с бьющим в голову ритмом и настроением. Сразу становится понятно, что песня посвящена жене - ну кого ещё можно назвать Терпсихорой, музой танцев???

Далее, по закону зебры, "Далеко домой" с min текста и max психодела, и продолжение - инструментал "Абсент", в котором звучит перевёрнутая задом наперёд гитарная партия. За ними "Добрых дел мастер" - обратная сторона медали юмора Васича. Если в "Пил-курил" он смеялся над всеми русскими алкоголиками (или просто: над всеми русскими), то здесь он смеётся явно над самим собой, или соратниками-музыкантами.

Следущий трек является одним из самых "навороченных" на пластинке, с бэк-воклами Яника и Лены Т, с скрипкой жены АВ - "Мотоциклетная цепь". Медленная, неторопливая "Цепь", как говорится, бьёт по мозгам своей психоделичностью ))) И если под цепью подразумевается жена Василева, то под сумасшедшим автобусом - сам Васильев. "Сумасшедший автобус" уже напился, нагулялся и идёт домой, а "цепь" ещё куда-то держит путь, наверно искать его же. Продолжаем тему "автобуса".

Далее идёт трек "Алкоголь" - это либо то, что было до того, как автобус решил возвращаться домой, либо то, что он делал на следущее утро ))) От данного трека даже у меня, НепЬющего Человека, разболелась голова и создалось ощущение помутнения, я долго не мог придумть, что написать, хотел уже плюнуть на всё и выключить компьютер, но как только началась следущая песня, я сразу всё накамлал. А следущей песней является "Встретимся завтра", песня, оставляющая меня в странном расположени духа и оставляющая двойственное ощущение - вроде бы "тягучая" песня, однако какая-то странная, не вписывающаяся в стилистику "Альтависты" больше, чем "МиМ" и "Мастер". Трек-прощание, я бы сказал.

Итак, спЛин записал поистине взрослую пластинку, которую любители "Орбита" восприняли крайне отрицательно. А зря, ведь альбом на голову выше многих (но не всех) старых песен. Однако, "взросление" произошло слишком быстро, во второй раз спЛин меняет свой стиль, но в этот раз оно не проходит гладко. Сам Васильев вскоре скажет, что это альбом-эксперимент. Но... хм... называть экспериментом такую стилистически выдержанную, цельную и толковую пластинку? Тут я с ним не соглашусь.

P.S. Эх, не хотел сравнивать, но всё же спЛин растерял свой "лёгкий" стиль - в каждую песню альбома приходится въезжать, с усилием второй раз слушать. В то время как многие старые песни просто давали убойный заряд энергии (вспомните хотя бы "Под сурдинку", "Иди через лес" или "Жертву").

25-й кадр

Кадровый прорыв


Альбом: 25 кадр (2001)

Два года понадобилось спЛину, чтобы отойти от своего состояния "психоделичной обкуренности". Однако эти годы не пропали даром - выходит пластинка, благодаря которой к группе возвращаются все их поклонники. Альбом, который является по сути дела любимым практически у всех спЛиноманов вопреки историческим справкам, в которых числится "Коллекционер". Да, это великий и ужасный "25й кадр"...

Уже первый трек стал хитом ещё до выхода альбома. Это "Линия жизни". Сразу становится понятно, что спЛин перешли на ещё более высокий уровень - тексты хоть стали короткими, но более глубокими, а аранжировки... "Гранатовый" отдыхает ))).

Далее идёт "Звезда рок-н-ролла", песня-привет бывшим поклонникам. Мол, звезда должна умереть. Хм, по тексту и музыке не скажешь: звезда не то что не умрёт, её ещё никогда не забудут!

Продолжаем тему обиды - "Всего хорошего". Васич понял, что взял слишком крутой статус главной рок-группы страны. Однако, чем выше взлетишь, тем больнее падать. Но это не попса, это рок'н'ролл!. Васильев упал, полежал, подумал, и встал. Даже прыгнул. С другой стороны в песне он не отрицает облома с Альтавистой - он просто говорит: для кого это так важно, не слушайте и новый альбом!

Дальше ещё один хит, "светлое пятно" - "Моё сердце", посвящённое понятно кому. Впоследствии критики будут удивляться, мол, как это у них такая песня получилась, выбивается из стилистики альбома и даже всего творчества группы!?!? Ох... А "Рыба", "Англо-русский словарь", да и та же "Будь моей тенью"? Не выбивается???

Ладно, продолжим. "Рики-тики-тави", достаточно простая, короткая песенка, но не про мангуста, как можно подумать. Смысл здесь очень хитрый: песня про самого АВ, но здесь он сам себя называет выдуманным и сдувшимся, сравнивает со сказочным персонажем.

Далее ещё один порыв чувств - Sos! некороткая, чем-то смахивающая под Альтависту, но выполненная под 25 кадр.

Потом рассказ о четырёх аккордах - Феллини. По сути дела, это черновик будущего супер-хита, спетого совместно с Би-2. Многим, однако, этот черновой вариант нравится больше, чем конечный. К слову, на эту песню существует ещё один черновичок, под названием "Мы чужие здесь". Но альбомный вариант получился достаточно грустным и депрессивным, рассказывающим о несчастной любви.

Далее один из моих любимых треков пластинки - "Остаёмся зимовать". Очень мощная песня, дающая огромное количество энергии. Песня также хорошо и грамотно сделана - отлично сведена, классно придумано лирическое отступление, добавляющее какую-то грустную нотку (кстати не в первый раз использующееся Васильевым), мощные "Не спать!!!" в конце - всё это делает песню цельной и мощной.

В продолжении "Тебе это снится", достаточно философская, длинная, но не мутная, спокойная и расслабляющая песня. Должен сказать, мне больше нравится концертная версия этой песни, которая издастся в том же году на концертнике "Феллини". Песня выходила ещё на сборнике "Зн@менатель" немного в другом исполнении, но в целом такая же.

После "Тебе это снится" вылезает коротенький боевичок "Совсем другой", который заканчивается также внезапно, как и начался. Песня получилась немного пошловатая, но очень весёлая (к слову скажу, что на "Зн@менателе" вышла похожая "Кое-что ещё", по сюжету изображающая сцену знакомства АВ с женой).

А далее берущая за душу грустная "Пластмассовая жизнь", очень похожая на "Бог устал нас любить", но намного серьёзнее и взрослее. В песне кажется нет начала и конца. Причём это ни грустная, ни депрессивная песня - просто толкающая задуматься о смысле жизни. "ПЖ" плавно перетекает в "Пой мне ещё", схожую по смыслу, но более длинную, мелодичную и как мне кажется лирическую. В конце - привет всем бардам - "Ленинград-Амстердам", звучит уже как прощание вкупе с мини-треком "Fine" в котором звучит крутящаяся плёнка.

Что ж, новый альбом получился очень мощным по музыке и сильным по текстам. Группа использует множество интересных приёмов как в игре слов, так и в аранжировках. Но главное то, что несмотря на всё эти навороты, не получилось так, что альбом "выстрелил" в воздух. Пластинка получилась цельной и интересной. Я ничего не скажу по поводу первоначальной задумки Васильева 94 года. То было время юношеских песен. Здесь же начинается история нового спЛина, как зрелого коллектива.

Новые люди

«Новые» СпЛины


Альбом: Новые люди (2003)

СпЛин выпускает новый альбом после громогласного успеха предыдущего. Ситуация уже знакома: от группы, выпустившей офигенную пластинку ждут вторую, не менее офигенную. Однако, как мы знаем, Васильев не любит стеснять себя такими рамками и записывать одинаковые искусственные альбомы. И поэтому он камлает «Новых людей». По сути, получилась смесь «25 кадра» и «Альтависты»: половина треков просто убойна, но вторая половина - это короткие песни-зарисовки, которых никогда не берут на радио(((

Открывает альбом одноимённая композиция. Да, именно композиция. Здесь появилась скрипка Сургановой плюс необычный back-вокал в самом конце. Так что у меня создаётся впечатление, будто в записи принимали участие человек 15-20. ама песня получилась классной: гармоничная, с Васильевским грустным вставкой-куплетом ближе к концу песни, с перепеванием основного и бэк вокалов. Вообще, песня выполнена, как говорится, «на старый лад, но под новый манер», т.е. мне это напоминает старый спЛин, но выполненный в современном стиле.

Продолжает «Время, назад!», быстрый боевик, наполненный этих несвязных фраз и заряжающий тебя энергией на весь день. Он тоже бьёт по мозгам, но не психоделикой, а мощью.

Далее «Гандбол!!!!!». Песня-стёб над футбольными болельщиками. Кстати, на следущий год АВ сделает английскую версию этой песни «Run Away».

За весёлым гандболом идёт совсем пессимистичное «Сломано всё», продолжение «Пластмассовой жизни». От песни становится даже как-то холодно. Первый трек альбома, заставляющий задуматься над жизнью.

Далее совсем короткий по тексту, но растянутый «Девятиэтажный дом». Звучат какие-то латинские ритмы, становится хорошо. Очень похоже на «Альтависту» - тоже создаётся летнее, лёгкое настроение )))

И сразу по мозгам! по мозгам!!! «БлокАда!!» - тяжёлая, даже давящая песня, хоть и состоящая из шести строк, но очень динамичная и убойная.

Дальше - настоящий эксперимент - «Валдай». Трек, в котором звучит один аккорд. Однако от этого стихотворения со странными рифмами и размером, похожим на Маяковского получаешь просто громадный кайф. Да и сама песня, похоже, была написана под кайфом. Зря только в конце включили какой-то ультразвук, от которой весь кайф улетел ((( Так и продолжали бы на акустике лобать…

Дальше такая же обкуренная песня, но веселее - «Йог спокоен». Поётся, по-моему, про самого Васильева: «…30 лет прошли под кайфом, целых 30 лет, и ещё 3 года с лишним, где мой пистолет?...»)))

Продолжим тему блокАды - «Северо-Запад». Этот трек выполнен чуть получше: вставлен речитатив и всё повествование закручено вокруг «это так похоже на запад, это так похоже на север….». Кажется, более простенькая, но на деле более убойная.

В продолжении абсолютное стебалово «РЭП (Нервное сердце)», строчки из которого были включены в «Тебе это снится», исполненное в театре Станиславского в конце 2001 года.

И как заключение звучит «Альтависта (Другая точка зрения)». Удивительно, но из добро-укуренной песни Васильеву удалось сделать мрачно-тяжёлый боевик. Звучит как намёк, мол, так могла бы выглядеть вся Альтависта, но…)))

В итоге получился достаточно взрослый и в то же время мощный альбом. Критики впоследствии будут говорить, что спЛины не нашли новое звучание, потеряв старое, что альбом не достаточно серьёзно оформлен, что бла-бла-бла… Конечно, Васильев не стал очень монаться со сведением, как это было с «25 кадром», он нашёл новое звучание, но оно является полноценным воплощением двух полноценных звучаний двух полноценных альбомов.

Черновики

Коктейль: 1/2 песен-черновиков, 1/4 песен-чистовиков, 1/4 чужих песен


Альбом: Черновики (2004)

«...Как правило, за бортом альбома остаётся песен 20...» Действительно, у кого, а у Васильева наверняка дома в полке лежит неизданных песен 50. Однако часть этих раритетов он всё же издал на своём сольнике «Черновики». Что самое интересное, практически все песни этого альбома являются молодёжными и неосознанными, т.к. как известно, АВ отрёкся от песен первых своих четырёх альбомов, а на «Черновиках» песни 1989-97 годов, и только «Романс» 2003, да ещё четыре чужих. На «Черновиках» Васильев использует непривычную для себя манеру боя и пения, если бы я точно не знал, что это лидер спЛина, я подумал бы, что это бард-гитарист. Даже обложка выполнена просто: улыбающийся Васич, как будто пожелтевшая от времени бумага и перевёрнутые строчки песен «Кто-то не успел» и «Небо в алмазах». На развороте обложки - текст песни «кто-то не успел», написанное, кажется самим АВ специально только здесь.

Открывает альбом, или, я бы сказал, сборник, песня «Кто-то не успел» 94 года, т.е. написана в год записи первого альбома. Достаточно простая аранжировка (если можно назвать аранжировкой четыре повторяющихся аккорда), но мощный текст, который не припишешь к раннему спЛину. И сразу становится понятно, что альбом действительно записан дома - слышен стук Васильевской ноги и только одна гитара.

Продолжает «Мне 20 лет», написанное действительно в 20-летие автора. Удивительно, но если бы этот же текст принести в группу, то наверняка получилась бы вторая «Рыба без трусов»! А сама по себе песня хоть и однообразная, но очень «жизненная» и душевная.

Далее идёт переложенное на музыку стихотворение Бродского «Конец прекрасной эпохи». Сразу же чувствуется некая затянутость и нудность песни, шестиминутная песня звучит скучнее «Жертвы талого льда». Интересно то, что стихотворение написано в 1972 году, когда Васильеву было только 3 года.

Далее «Бонни и Клайд» - слова остались прежними, чуток изменилась музыка, исчезли некоторые эффекты, но от этого песня стала ещё спокойнее и как будто грустнее.

Продолжает «Загладь вину свою», светлая и лёгкая песенка, написанная в армии, но рассказывающая о соседках в коммуналках и об учёбе, что говорит о фантазии и мечтательности в то время автора.

Далее «Паузы» Макаревича, сыгранные Васильевым на каком-то концерте. Запись не очень, но это и не замечается - АВ сыграл её по-своему, в своём стиле, заметно отличающемся от «Машины Времени».

После этого небольшого «концерта» идёт белый стих, а именно «Корень Мандрагоры». В песне нет рифмы, однако она здесь и не нужна, в песне два аккорда, но больше, как ни странно, и не надо. Васильев один из немногих авторов, кто может написать полноценную песню без рифмы.

Но для следующей песни рифма необходима - «Небо в алмазах», необычайно красивая песня, песня о любви. От каждой строчки становится как-то грустно и тепло на душе.

Дальше ещё один «ремикс» «Мария и Хуана». Песня практически не изменилась, но сократилась почти в два раза (альбомная версия чересчур «психоделична») и в конце добавили флейту (Яник).

Продолжает «Домовой», просто классная песня, выполненная в стиле Васильевского «Джима».

От 96 года сразу идём в 2003: «Романс», как он есть на самом деле, моя любимая версия. Получилось, как с «Бонни и Клайдом»: по мне звучит лучше эта простая версия, чем РХС’ная.

Далее «Скоро будет солнечно». Вот это действительно черновик - звучит как-то бедно и неинтересно по сравнению с «Фонарём под глазом». Однако если несколько раз прослушать обе версии, создаётся ощущение, что одну и ту же песню поют два разных человека: один молодой романтик, второй - насмотревшийся на жизнь философ. Да вообщем-то так оно и есть.

Дальше идёт «Двое не спят», где АВ использует очень хитрый приём: он вставил в очень красивую песню обороты речи, связанные с наркотиками. Удивительно, но песня написана за 10 лет до «Новых людей», но имеет схожий смысл, и звучит намного лучше и душевнее. Это тоже своеобразный черновик, однако, получившийся лучше, чем чистовик.

За этим идёт немного странная и непонятная песня «Рождество», новый мне звук.

Далее деревенская, простецкая «Пурга-кочерга», т.е. зима. В этой песне Васильев использует совсем уж бой бардов или шансона.

Продолжает «Двуречье», связанное, как ни странно, со «Спи в заброшенном доме», т.к. они оба написаны под впечатлением от Наташи Марковой и группы «Двуречье». В данной песне, однако, чего-то не хватает, она звучит как-то вяло.

Далее идёт «Подводная лодка», которую добавили на «Гранатовый» в качестве бонуса. (Удивительно, но меня уже порядком задолбал этот бой) Здесь «лодка» звучит уже совсем скучно, по сравнения с альбомной версией.

Дальше идёт БГ’шная «Аделаида». Вот это песня так песня! Васильев исполнил её похоже на оригинальную, однако добавил что-то своё, что присуще одному ему. В оригинале немного надоедает томная задумчивость Гребенщикова, а здесь - идеально!

И в конце идёт два бонуса (на диске не было, надо было покупать подарочный вариант, а он в два раза дороже, так что просто скачал). Первый из них - «Братские могилы», исполненные 9 мая 2002 года в Кремле. Заметно, что концертная версия, но именно это шипение и фон добавляют в песню реалистичности. Сейчас очень многие перепевают эту песню, но у всех получается однообразно и неестественно. А вот АВ спел по-своему, не с злостью, а со сплином. И в самом конце - стихотворение «Сумасшедший дом». Очень странно было слушать голос Васильева, будто рассказывающего именно тебе что-то. Мне почему-то вспомнился Илья Чёрт с его стихами. «Дом» же получился в стиле «Пурги»: нет смысла, но просто смешной стишок.

В целом, альбом получился очень интересным для истинных спЛиноманов, однако стоит заметить, что, по сути, Васильев сделал ещё один экспериментик, сыграв под гитару свои старые песни, а также чужие, альбомные песни и несколько стихов, и этот эксперимент получился местами однообразным и скучноватым.

P.S. После прослушивания всех этих песен и стихов мне потребовалось реабилитация старым спЛином: «Спи в заброшенном доме», «Иди через лес» и «Скоро будет солнечно».

Реверсивная Хроника Событий

Опять удивил


Альбом: Реверсивная хроника событий (2004)

В 2004 году Васильев что-то очень разошёлся: в прошлом году полноценный альбом, в этом сольник, сингл и вот ещё альбом. Произошло так, что на новом альбоме спЛин всех удивил. Четыре(или пять) инструментальных композиции (старый трюк: на Альтависте они уже вставляли трек с перевёрнутой гитарой), «супер-психоделы», эксперименты с голосом и т.д. Плюс ещё трек лист расположен задом наперёд. Так что я не знаю, откуда начинать: с начала или с конца. Ладно, начну с №1 (на моём mp3 сборнике).

А первым у меня идёт тот самый интрументал «Океан». У АВ, похоже, этот звук ассоциируется со спокойствием. Хм.

Продолжим. Вторым идёт «Семь восьмых» (не уверен, но по-моему АВ играет 8/8). И сразу видно новое увлечение - тяжёлая музыка и многократное повторение «...тикали тихо часики...». Также создаётся ощущение невесомости, по окончанию песни я так и остался в той «огромной плоскости», не понимая, где я.

Далее «Шато Марго». Замок и вино. Вот это уже больше похоже на старый спЛин! Эти несвязные фразы и пение фразы «всё хорошо» уставшим, грустным голосом.

А дальше песня, которой суждено было стать хитом ещё до выхода альбома - «Мы сидели и курили». Сразу вспоминаешь «Пил и курил». Обе песни написаны без всякой задумки, просто АВ наверно где-нибудь сидел с друзьями ночью, курил, и в это время начинало рассветать.

Дальше, как это любит АВ, идёт грустный «Сиануквиль». Песня опять вроде бы ни о чём ни говорит, но всё равно пробивается, что «так и останемся лежать в песке...»...

И пока наши души открыты, начинается «Человек и дерево», тот самый мега-психодел, с повторением одной фразы. Но для пущего эффекта надо было сделать песню длиннее. Трек кажется совсем ненужным, бессмысленным, но если вдуматься в эти строчки, понимаешь, что песня про жизнь, про её вечность.

Далее идёт трек также «взрывающий мозг», но не спокойствием и обкуренностью, а мощью, которая выражается во всём - искажённый голос, повторяющийся гитарный рифф и партия барабанов, ощущение, будто поёт кто-то ещё, тяжёлый текст - всё это тяжело воспринимается, хочется поставить на паузу или включить следующий трек. Кстати, эта «мозговзрывательная» песня называется «Лабиринт».

За ним идут «Шаги», по сути дела продолжение «Лабиринта» (кстати, самый длинный интрументал на альбоме).

А за ними «Бериллий», единственный радио-боевик на альбоме и второе напоминание о том, что мы до сих пор слушаем спЛин.

Продолжает ещё один интрументал «Паровоз». Действительно, похоже на паровоз, но с добавлением скрипения плёнки.

С начала следующего трека я подумал, что это ещё один инструментал, но потом понял, что сюда Васич вставил ещё свой жутко искажённый голос. Если «лабиринт» сразу взрывает мозг мощью, то «Люди на ладони» жутко давят на мозг и хочется сразу выключить этот жуткий трек. Но, (уфффф) тут начинается «Урок географии» - весёлый стих-песня. Многие говорят, что, мол, зря на музыку положил, не смешной текст. Блин, он вам что, Петросян рассказывать смешные истории? «Урок» написан про обстановку в мире, и написан в отличном настроении, так что и получилось прикольная песня.

Далее идёт «Всё включено», написанное, возможно под впечатлением от отелей, в которых АВ останавливался со своей женой (по некоторым песням вообще видно, что он много путешествовал). В песне используется приём «о чём пою, так и пою», который уже так полюбился Васильеву. Так что вы догадываетесь, как звучит строчка «Тяяяяяянееетсяяя мой соон...».

За сном ещё один (уже последний) инструментал «Голос за кадром» и заключительный трек (хочется сказать бонусный) «Романс». Странно, но версия с «Черновиков» мне нравится больше. Здесь же романс звучит как какой-то ремикс, хотя, не спорю, богаче, чем на сольнике АВ.

В конце скажу, что альбом получился хоть экспериментальным, но достаточно гармоничным и мощным. Непонятно только, зачем столько инструменталов???? И непонятна критика критиков (масло масляное) - все как один ругают пластинку, на чём свет стоит. Вообщем, получилось всё как с Альтавистой - группу не поняли, несмотря на гениальность альбома.

Автор: culer
490
    

Комментарии -
0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.